Гeнeрaльный дирeктoр Всeукрaинскoй aссoциaции aвтoмoбильныx импoртeрoв и дилeрoв Oлeг Нaзaрeнкo нaзывaeт причины, пo кoтoрым в нoябрe устaнoвлeн рeкoрдный импoрт пoдeржaнныx aвтoмoбилeй в Укрaину.
В ноябре украинцы официально растаможили 9,8 тыс. подержанных импортных авто (из них 6,5 тыс. легковых). Чем вызван этот бум? Я назову несколько причин.
1) Влияние в долгосрочной перспективе закона 3251 о льготных ставках акциза на б/у авто не старше 2010 года. Все-таки, несмотря на сказки о "грабительских" акцизах, украинцы видят, что на не особо объемные авто акцизы вовсе не грабительские (например, на авто 1500 куб. см акциз составляет 93 евро) и импортируют такие автомобили.
2) "Безвиз". Если раньше необходимость получения визы служила определенным сдерживающим фактором (хоть и не особо значительным) для выезда в ЕС и покупки себе авто, то после "безвиза" этот фактор исчез.
3) Начало системной работы ДФСУ и МВД по наведению порядка в сегменте авто с иностранной регистрацией ("евроблях"), а также начало сотрудничества с коллегами из Литвы и Польши.
Если раньше украинцы ездили на "бляхах" практически безнаказанно, то после начала системной работы ДФСУ/ МВД и судов, все больше украинцев на "бляхах" стали вывозить авто за пределы Украины, чтобы потом снять их с учета в ЕС, завезти обратно и растаможить. Такие машины тоже попали в статистику импортированных б/у авто за ноябрь.
Многие мои знакомые (один даже на "Майбахе") под угрозой получить штраф (а потом даже если обжаловать его в суде и выиграть, то лишиться авто) начали вывозить "бляхи" и потом ввозить их с растаможкой (если авто евро 5). Другие же планируют это сделать в ближайшие месяцы;
4) Организация системного импорта авто фирмами и продажа их украинцам с таможенных складов.
Согласно закону 3251, украинец обязан самостоятельно ввезти импортное авто на таможенную территорию Украины, но уже есть ряд решений судов, которые позволяют организованно импортировать и потом продавать украинцам такие авто с таможенных складов в Украине, используя двоякие законодательные толкования о "таможенной территории Украины" и о "таможенном складе";
5) Падение стоимости импортируемых авто в ЕС.
Европейцы ездят на новых авто не меньше 6-7 лет и лишь потом продают. Если в 2016 году по льготным ставкам можно было завозить авто не старше 6 лет, то сейчас можно завозить и 7-летние авто, которые стоят дешевле.
6) Общие причины для роста автоимпорта: реализация колоссального отложенного спроса, падение ставок депозитов, рост "теневой экономики" и "теневых доходов" и т.д и т.п.
Оригинал на странице Олега Назаренко в Facebook